Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Поделиться:

Оглавление статьи
Обложка статьи про СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенное название – СДВГ) – это расстройство нервной деятельности, которое начинается еще в детском возрасте и приводит к развитию чрезмерной двигательной подвижности (гиперактивности), импульсивности и рассеянности (дефицит внимания). С каждым годом число гиперактивных детей увеличивается. По разным данным заболеванием страдают от 2 до 20% школьников [1]. Первые симптомы появляются еще в 2-3 года. При чем у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек [2]. Однако из-за несвоевременности обращения диагноз ставится обычно позже [3]. Для этого необходима консультация психоневролога, невропатолога или психиатра. Заболевание встречается не только у детей. Нередко признаки СДВГ бывают и у взрослых.

ВАЖНО!

Помните, информация в блоге носит справочный характер и не может заменить профессиональную медицинскую консультацию, диагностику или лечение. Всегда обращайтесь к врачу по вопросам о вашем здоровье и применении лекарств.

Причины

Причины развития дефицита внимания и гиперактивности до сих пор точно неизвестны. Исследования в этой области еще продолжаются. Но уже сегодня условно можно выделить следующие факторы риска. 

  1. Генетические. У детей, чьи родители страдают СДВГ, риск развития этого расстройства выше. У таких пациентов обнаруживают изменения в генах, управляющих образованием дофамина в головном мозге (DRD4, DRD2). Так как дофамин влияет на способность концентрировать внимание, этот механизм может оказаться наследственной причиной расстройства [4].
  2. Биологические. Считается, что возраст матери младше 18 и старше 35 лет,  наличие у нее аллергических заболеваний (экзема, бронхиальная астма, поллиноз и др.), мигрени и курение в период беременности увеличивают шанс развития у ребенка СДВГ. Также рассматривается возможное влияние гипоксии плода, внутриутробных инфекций, пренатального стресса, недоношенности и маловесности ребенка при рождении [3, 5].
  3. Психосоциальные. Существует взаимосвязь тяжести проявлений СДВГ с характером семейного микроклимата. Ухудшениям могут способствовать развод родителей, их алкоголизм, излишняя строгость воспитания, гиперопека и т.д. [1].
  4. Токсические. Найдена зависимость между тяжестью СДВГ и характером питания детей. Симптоматика усугубляется при высоком содержании в рационе быстрых углеводов и малом количестве белка, цинка, магния и витамина В12. Обсуждается роль экологических факторов и повышенного содержания свинца в окружающей среде [1].

Вероятно, в каждом отдельном случае имеет место одновременное влияние нескольких факторов риска.

Симптомы

Главные проявления СДВГ  – недостаточная внимательность и излишняя двигательная активность (гиперактивность). Вместе с чрезмерной импульсивностью они определяют поведение человека:

  • трудность поддержания активного внимания;
  • легкое отвлечение на внешние раздражители, несосредоточенность;
  • рассеянность и забывчивость;
  • невозможность сидеть или стоять на одном месте, потребность в постоянном движении;
  • непостоянство, быстрая смена интересов и хобби;
  • излишняя эмоциональность, лабильность настроения;
  • агрессивность, протестность и чрезмерная драчливость;
  • неуправляемость, откровенное непослушание и игнорирование норм и требований.

Особенность симптомов СДВГ – они не возникают время от времени, а постоянны вне зависимости от обстановки [1]. Стресс, обилие впечатлений, недостаток физической нагрузки могут менять лишь их интенсивность.

Как проявляется у детей

Симптомы СДВГ у ребенка заметны с раннего возраста. Такие дети неусидчивы, не могут долго заниматься одним делом, все время отвлекаются. Фокус их внимания быстро перемещается с одного на другое и в результате родителям приходится прикладывать немало усилий, чтобы обучить ребенка самостоятельно одеваться, есть столовыми приборами или кататься на велосипеде.

Малышам крайне сложно сохранять неподвижность, они все время в движении. Это может проявляться активной мимикой вплоть до гримасничества, дерганием рук и ног во время просмотра мультиков, бесцельной беготней, ломанием игрушек.

Ребята с СДВГ непослушны, нетерпеливы и разговорчивы. Они часто перебивают собеседника, перескакивают с одной темы на другую, не воспринимают инструкций и очень тяжело придерживаются плана действия – их все время что-то отвлекает. Дети очень шумные, эмоциональные, бесстрашные, склонные к внезапным “порывам”, иногда идущим вразрез с инстинктом самосохранения.

СДВГ может проявляться в склонности к тикам и гиперкинезам: подергивание уголка губ, века, непроизвольное открывание рта, покашливание. Подобные признаки чаще возникают у мальчиков в 6 — 8 лет, отличаются волнообразным течением и периодами обострения и ремиссий. Обычно к совершеннолетию проявления становятся менее явными. 

В школе ученики с СДВГ невнимательны, “витают в облаках”, отвлекают других учащихся от занятий. Им трудно последовательно выполнять поставленные задачи, доделывать дела до конца и придерживаться дисциплины. При этом у таких ребят полностью сохранен интеллект. В школьные годы особенно явно проявляется слабая способность договариваться и идти на компромиссы. Ребенок склонен решать проблемы драками и истериками. В результате СДВГ у детей приводит к снижению успеваемости и проблемам общения с учителями, сверстниками и родителями.

Признаки у взрослых

Примерно 70% ребят с СДВГ переносят свои особенности психики во взрослую жизнь [1]. Со временем они неплохо учатся сдерживать чрезмерную подвижность и импульсивность, но вот проявления синдрома дефицита внимания, как правило, сохраняются [3]. Признаками этого становятся неорганизованность и рассеянность. Таким людям очень трудно доводить начатые дела до конца, соблюдать тайминг, сдерживать обещания. Кроме того, их отличает болтливость, вспыльчивость, неусидчивость и суетливость.

При тяжелых или нескорректированных формах заболевания появляется склонность к вспышкам агрессии, импульсивным необдуманным поступкам и игнорированию норм этики. Поэтому СДВГ у взрослых часто сочетается с тягой к правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, наркомании, шопоголизму, частой сменой мест работы и увлечений [1].

Механизм развития расстройства

Что “ломается” в нервной системе и приводит к развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности до сих пор не ясно. Рассматриваются несколько концепций.

  1. Согласно нейробиологической концепции СДВГ появляется из-за нарушения выработки медиаторов в головном мозге: дофамина, норадреналина, серотонина и ГАМК. В результате у человека рассогласуется деятельность нейронов и нарушается баланс между возбуждающей и тормозной активностью нервных клеток. Первая начинает преобладать над второй, что влечет за собой эмоциональную лабильность, неусидчивость и сложность самоконтроля.

    Другая сторона нарушения работы медиаторов при СДВГ – неправильная обработка и интерпретация поступающей в мозг информации. Это приводит к тому, что обычные раздражители (звуки, цвета, слова, прикосновения и т.д.) ощущаются чрезмерными и вызывают излишний эмоциональный или двигательный ответ.

  1. Еще одна концепция – нейропсихологическая. Она рассматривает синдром дефицита внимания и гиперактивности как результат незрелости отдельных структур головного мозга. У детей, родители которых жаловались на их неспособность долго удерживать внимание, избыточную подвижность и сложности с дисциплиной, на МРТ отмечалась низкая активность лобной коры и нижележащих отделов [6]. Считается, что это связано со сбоем в работе ретикулярной формации – особой нейронной сети, которая отвечает за поддержание активности нервных клеток.  В результате ребенок с СДВГ не может сосредоточиться на задачах или соблюдении норм поведения. 

Типы и формы СДВГ

СДВГ – неоднородный диагноз. В зависимости от выраженности компонентов синдрома и их сочетаемости выделяют следующие типы заболевания:

  • невнимательный – есть проявления дефицита внимания, но нет излишней подвижности;
  • гиперактивно-импульсивный – есть гиперактивность, но способность к концентрации и внимательность в порядке;
  • комбинированный – у ребенка имеются все признаки расстройства.

Последний тип заболевания встречается чаще всего. 

Также СДВГ рассматривают в рамках общего состояния здоровья нервной системы. Очень часто возникновение синдрома связано с аутизмом, эпилепсией, тревожными расстройствами, умственной отсталостью [3, 7]. По этому признаку СДВГ бывает:

  • простым – отсутствие других нарушений;
  • осложненным – определяются дополнительные психические или неврологические отклонения. 

Выраженность признаков оценивается по шкале Коннерса. Она позволяет определить тяжесть СДВГ:

  • минимальная – поведение ребенка почти не отличается от здорового;
  • легкая – поведение ребенка почти не отличается от здорового, но в непривычных условиях или на фоне стресса (новая незнакомая обстановка, начало посещения сада или школы, путешествия, плохой микроклимат в семье) происходит ухудшение;
  • умеренная – заметные трудности в поддержании дисциплины, невнимательность на занятиях, сложности адаптации к новым правилам;
  • выраженная – серьезные проблемы в поведении и общении, сильно влияющие на качество жизни.

 От вида и тяжести СДВГ  будет зависеть тактика его компенсации.

Возможные осложнения

Особенности работы нервной системы у людей с СДВГ приводят к социальной неуспешности. У детей это проявляется в школьной неуспеваемости, отсутствии достижений в спорте или творчестве, склонности к бродяжничеству. А у взрослых – в сложности построения долгосрочных семейных отношений, невозможности добиться карьерных успехов и проблемах с законом [3]. В любом возрасте люди с СДВГ часто демонстрируют асоциальное поведение и зависимость от психотропных средств: алкоголя, наркотиков, сигарет.

Все это становится серьезным подспорьем к заниженной самооценке, возникновению тревоги и депрессии, нарушений сна, появлению симптомов биполярного расстройства [3]. Однако своевременная диагностика СДВГ и совместная работа педагогов и врачей в лечении этого расстройства способны ослабить негативное влияние синдрома на качество жизни.

Диагностика

К сожалению, многие сложности, связанные с СДВГ, считаются невоспитанностью, особенностями характера или возрастным кризисом. Поэтому посещение врача затягивается и, даже если типичная симптоматика имелась в первые годы жизни, диагноз ставится после 7 лет.

Лечением и диагностикой СДВГ занимаются врачи-неврологи, психиатры и психоневрологи. Очень ценные сведения могут дать родители детей с характерными для расстройства симптомами. Именно их рассказ чаще всего становится причиной для диагноза. У СДВГ есть клинические критерии, опубликованные в DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders – диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам). В них находится список проявлений трех наиболее типичных признаков заболевания: невнимательности, импульсивности и гиперактивности. Диагноз СДВГ считается подтвержденным, если:

  • присутствуют минимум 6 симптомов из указанного перечня;
  • они наблюдаются у ребенка не менее 6 месяцев;
  • проявляются во всех жизненных ситуациях; 
  • начались не позднее семилетнего возраста.

Выявить особенности СДВГ и определить его тяжесть помогает дополнительное обследование с помощью шкалы на дефицитность внимания Брауна (BADDS), непрерывный тест Коннерса (CPT), интегрированный визуальный и слуховой тест (IVA) и др.[2]. Нужную информацию могут дать рисунки ребенка, анализ его почерка и ученических тетрадей, тест на IQ и нейропсихологическое обследование.

Иногда пациентам назначается электроэнцефалография (ЭЭГ) и МРТ головы. ЭЭГ – исследование электрической активности различных отделов мозга. Обычно при СДВГ фиксируется повышенная судорожная готовность и незрелость глубинных церебральных структур. В свою очередь, на МРТ выявляется низкая по сравнению со здоровым мозгом активность префронтальной коры [6].

Тесты для самодиагностики

Если вы замечаете особенности в поведении ребенка или сами имеете сложности с концентрацией и усидчивостью, можно пройти тест на вероятный СДВГ.

Отметьте, какие симптомы присутствуют у ребенка и посчитайте их [2].

  • не в состоянии решить школьную задачку или переписать текст без ошибок из-за невнимательности к деталям; 
  • испытывает трудности с удержанием концентрации при выполнении заданий или в игровой деятельности;
  • не доводит до конца выполняемую работу или игру; 
  • часто не слушает, что ему говорят; 
  • не может следовать указаниям, необходимым для правильного выполнения школьных заданий;
  • испытывает трудности с организацией и планом действий;
  • избегает задач, требующих постоянного умственного вовлечения;
  • часто теряет свои вещи;
  • легко отвлекается внешними стимулами (разговоры, шум, игрушки);
  • на сиденьях ерзает, размахивает руками и ногами, пытается встать и убежать;
  • покидает свое место в школьном классе;
  • постоянно двигается и всё время лезет куда-то, несмотря на обстоятельства;
  • неспособен к тихому и спокойному времяпрепровождению;
  • часто начинает отвечать, не дослушав вопроса; 
  • часто проявляет нетерпение в очереди, пытается ее обойти;
  • часто перебивает или вмешивается в разговор или игру;
  • излишне многословен [1].

С помощью этого теста нельзя установить диагноз на 100%, но если вы ответили “да” на 6 и более симптомов из списка, и эти нарушения существуют более полугода, то стоит обратиться к врачу для углубленного обследования.

Существуют адаптированные шкалы самодиагностики для взрослых: Шкала ASRS v1.1, СAB-ASRS, IDR-ADHDST и др. Они находятся в свободном доступе в Интернете. 

Так как схожая с СДВГ симптоматика имеется при многих расстройствах (эпилепсия, гиперкинезы, аутизм, слабоумие и другие психические патологии), для постановки правильного диагноза необходима очная консультация врача. Находящиеся в открытом доступе тесты для самодиагностики – лишь подспорье, чтобы вовремя заметить изменения и проконсультироваться у специалиста.

Лечение

Основная цель лечения СДВГ – уменьшение проявлений гиперактивности, улучшение внимательности, повышение самооценки, самореализация и социализация. Помогают в этом не только врачи, но и психологи, педагоги.

База терапии заключается в создании психологического и физического комфорта. Для этого важно соблюдать режим дня, правильно распределять время на труд и отдых, находится в атмосфере принятия и дружественности. Хорошие результаты для мотивации и улучшения способности достигать целей дает поощрение любых, даже самых незначительных, успехов. Родители и окружение ребенка должны быть осведомлены о проблеме. Нужно четко понимать, что ребенок не виноват в своем состоянии, и ему действительно тяжело затормозить и «держать себя в руках».

Большую роль в лечении расстройства играет психологическая помощь. Обычно взрослые пациенты проходят когнитивно-поведенческую терапию [3]. Она основана на постулате, что тяжесть переживаний и сила проявления эмоций определяется не ситуацией, а нашим отношением к ней. В ходе терапии меняются неправильные психологические установки и человек учится адекватно и спокойно реагировать на окружающий мир. В детском возрасте может помочь семейная терапия и индивидуальная проработка самооценки с психологом. Быть хорошим родителем ребенку с СДВГ – большой труд и серьезная психологическая нагрузка, поэтому иногда помощь специалиста требуется маме и папе. 

В тяжелых случаях СДВГ, при неэффективности немедикаментозных методов, назначается лекарственная терапия. Используются следующие группы препаратов:

  • психостимуляторы – повышают передачу дофамина и способствуют улучшению самоконтроля [8];
  • ноотропы – нормализуют обменные процессы в нервных клетках (гопантеновая кислота, фенотропил, пирацетам и др.) [9]
  • нейролептики – уменьшают активность процессов возбуждения в головном мозге и улучшают проведение тормозных сигналов (тиоридазин, тиаприд, перициазин, алимемазин и др.) [1];
  • антидепрессанты – восстанавливают медиаторные механизмы передачи импульсов в головном мозге, но используются как препараты второй линии (атомоксетин, бупропион, имипрамин и др) [8].

Психотропные средства отпускаются строго по рецепту врача. Применения их для самолечения недопустимо.

Дополнительно к лекарственным препаратам могут использоваться БОС-терапия (обучение управлению физиологическими и психологическими процессами в организме), массаж, занятия в бассейне, физиопроцедуры. Но их эффективность не доказана.

К сожалению, вылечить СДВГ полностью невозможно. Но благодаря комплексному подходу к проблеме появляется шанс свести к минимуму проявления болезни и значительно улучшить качество жизни.

Прогноз и профилактика

Около трети детей “перерастают” заболевание и с годами начинают лучше себя контролировать и справляться с поставленными целями и задачами [1]. Есть основания полагать, что своевременная диагностика и комплексная терапия смогут улучшить этот показатель. Успех в решении проблемы во многом зависит от отношения к ней родителей. Ребенок с СДВГ требует постоянного контроля, вовлеченности, занятий с психологом и нейропсихологом, наблюдение невролога, а в серьезных случаях –  психотерапевта и психиатра. Без должной помощи в детстве в будущей жизни пациенты с СДВГ могут иметь много трудностей.

Для профилактики важно свести к минимуму возможные факторы заболевания: внутриутробные инфекции, пренатальный стресс, гипоксия плода, нездоровая семейная атмосфера, нестабильное психическое состояние родителей и др. Для профилактики асоциального поведения пациентам с СДВГ требуется много любви и заботы со стороны родных и близких.

Источники

  1. Припутневич Д. Н. Применение нейролептиков в терапии гиперкинетического расстройства поведения у детей / ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 2, 2018. [ссылка]
  2. Материалы сайта Medscape 1. [ссылка]
  3. Материалы сайта NHS Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) [ссылка]
  4. Kim J, Kim J, Lee J, Yun H, Sohn C, Shin M, Kim B, Chae J, Roh J, Kim B. Interaction between DRD2 and lead exposure on the cortical thickness of the frontal lobe in youth with attention-deficit/hyperactivity disorder. Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry. 2017. [ссылка]
  5. Linnet K. Gestational age, birth weight, and the risk of hyperkinetic disorder. Archives of Disease in Childhood. 2006;91(8):655-660. [ссылка]
  6. Mauri M, Nobile M, Bellina M, Crippa A, Brambilla P. Light up ADHD: I. Cortical hemodynamic responses measured by functional Near Infrared Spectroscopy (fNIRS). Journal of Affective Disorders. 2017;11. [ссылка]
  7. Материалы сайта Medscape 2. [ссылка]
  8. Материалы сайта Medscape 3. [ссылка]
  9. Дмитриев М. Н. Риск развития психозов при ноотропной и стимуляционной терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности / Главный врач. №2 (60) — 2018 [ссылка]

Пожалуйста, оцените эту статью:

Изображение для формы подписки
Узнайте больше

Получайте главное о здоровье на вашу почту

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на получение полезных статей, рекламных писем и новостей.

Поделиться:

Оглавление статьи
Изображение для формы подписки
Узнайте больше

Получайте главное о здоровье на вашу почту

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на получение полезных статей, рекламных писем и новостей.

Похожие статьи

Обложка статьи о пограничном расстройстве личности
Болезни и симптомы

Пограничное расстройство личности

В этой статье мы рассмотрим, что такое ПРЛ, его суть и симптомы, механизм развития, типы, методы диагностики и лечения, а также прогноз и профилактику.

Обложка статьи про эмоциональное выгорание
Болезни и симптомы

Эмоциональное (профессиональное) выгорание

Эта статья посвящена эмоциональному выгоранию. В ней рассматриваются основные аспекты этого состояния, такие как его природа, причины, симптомы, стадии развития и т.д.

Обложка статьи о повышенном либидо
Болезни и симптомы

Повышенное либидо (гиперсексуальность)

Повышенное либидо не выбирает пол: оно встречается как у мужчин, так и у женщин, причем проявляется по-разному и требует индивидуального подхода к каждому случаю.

Оставьте комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Популярные тэги

Меню сайта